Статья!

НОЖИ мастерской УЛЬДАНОВА Д. Ф. Мещеряков В. И.

В 2013 и 2014 годы я более чем серьёзно подошёл к исследованию ножей наших отечественных производителей. Ножевой бизнес, не смотря на кризисные процессы в мире, продолжает развиваться. А с годами опыт и школа наших мастеров растёт. На последних выставках, достаточно уверенно о себе заявил Денис Ульданов и его мастерская. Всё выше и выше качество его ножей. Удачная геометрия клинков сочетается с хорошей термообработкой. Именно этих ориентиров в развитии всегда придерживалась известная американская компания «BUCK», что позволило ей конкурировать в продажах своей продукции на мировых рынках. В своей статье я хотел бы описать свои долговременные наблюдения и исследования двух ножей со стабильными клинками мастерской Д. Ульданова. (01). Первая модель это УМ-05-2. Сквозной монтаж. Рукоять изготовлена из стабилизированной, тонированной, берёзовой сувели. По краям рукояти мельхиоровые больстеры. Вся конструкция рукояти стянута нержавеющей гайкой. Клинок с прямыми спусками от обуха напоминает форму несколько изогнутого бобрового хвоста. (02). Подобные формы клинков были отработаны на бизоньих ножах в 19 веке в Америке и показали себя как одни из совершенных шкуросъёмных и разделочных ножей. При толщине в обухе 4,5 мм и ширине 30 мм имеет длину 130 мм. Второй нож модели УМ-30-1 имеет рукоять, с пластинчатым монтажом из цветной микарты. Монтаж рукояти произведён на двух заклёпках и пине, в котором, проделано отверстие для темляка. Клинок изготовлен, как и у первого ножа из шведской порошковой стали ELMAX . (03). Толщина 3,7 мм, ширина 27 мм и длина 92мм. Спуски прямые от обуха. Спинка с небольшой горбинкой. Оба клинка были мною проверены на твердомере Роквела по шкале HRc. И показали твёрдость 59 – 60 ед.

Считаю необходимым отметить эргономичную конструкцию ножей. Ещё в магазине я опробовал, насколько удобны ножи в различных хватах.(001,002,003). Они очень удобны (с моей точки зрения) при удержании ножа и во время работы. (004, 005,006, 007).

Я всегда очень осторожен в высказываниях относительно достоинств и недостатков используемых мною ножей. Именно ответственность за слово, сказанное в моей статье подвигает меня, более продолжительное время заниматься исследованием выбранных мною ножей. Но что бы достигнуть более объективных результатов при субъективном исследовании, необходим большой временной промежуток. Не каждому мастеру, который наработал свою школу в изготовлении ножей в течение более десяти лет эта система по нраву, и не каждый из изготовителей соглашается на столь продолжительное по времени изучение его изделий. И, тем не менее, я жёстко придерживаюсь своей позиции в исследовании ножей. Все экспресс тестирования при рубке и резке канатов, картон и др. материалов сопряжены с непредусмотренными ошибками. Это каждый из нас понимает, но желание получить, как можно быстрее оценку своего инструмента, подвигает нас к подобным экспериментам. Не буду оспаривать правильность того или иного способа исследования, если он востребован, значит имеет право на жизнь. Но я остановлюсь на своём варианте тестирования – «Исследование достоинств и выявление недостатков ножей, в процессе долговременного применения в природных условия, на природных материалах».

Два ножа, изготовленные в мастерской Д. Ульданова, вот уже более года постоянно сопровождают меня в каждом выезде или выходе на природу. Их конструкция и типоразмер практически полностью покрывают востребованную мною функциональность в коротком или длительном моём пребывании внегородских условий. Конечно, у меня всегда с собой складной нож, но он резервный и в лесу я его, практически не использую. Кроме традиционных хозяйственных работ по обустройству лагеря или кратковременной стоянки, приготовления пищи (04,05) я беру с собой несколько сухих твёрдых древесных заготовок для проверки стойкости режущей кромки испытуемых ножей. Это: дикая яблоня, ясень, берёза, абрикос и бамбук. Не всегда этот древесный набор используется полностью, и не всегда фиксируется на фото, но то, что режущие кромки постоянно при любом выходе или выезде на природу подвергаются испытаниям на естественное притупление в процессе работы это уже моя постоянная привычка. Кроме основных и необходимых работ по лагерю или в дороге, я выбираю время на то чтобы поработать с заранее заготовленными твёрдыми породами сухой древесины, изготавливая или ложку или лопаточку для сковородки, или просто строгаю какую-нибудь палку, поглядывая, как себя ведёт режущая кромка. (06, 07). Таким образом, я обеспечиваю занятость для моих испытуемых инструментов. Исследовательская деятельность подразумевает очень внимательное отношение к производимым действиям, поскольку небольшая деталь, может изменить результат самого процесса. Например, строгая сухую абрикосовую ветку и при этом, срезая сучки и колючки, ты можешь не заметить сразу, что режущая кромка фрагментарно притупилась. А причина элементарно проста, смола, которая концентрируется в сучках и колючках основательно повышает твёрдость и вязкость сухой древесины. Это один из многочисленных моментов, влияющих на результаты тестирования, а значит, может повлиять и на общие выводы. Поскольку исследование этих двух ножей происходило в разные времена года, то и климатические условия были различными, от летней жары до зимних морозов, а это позволило мне изучить поведение режущих кромок с высокой твёрдостью при разных температурных режимах. (08, 09). В заключение этой мысли хочу сразу отметить, что свойства этих, грамотно термически обработанных клинков, показали себя с лучшей стороны. Хорошая твердость в сочетании с пластичностью и износостойкостью были присущи клинкам этих ножей. Наиболее твёрдыми древесными породами были сухие ясень, абрикос и бамбук. Особенно бамбук с его крупно-сосудистой структурой. В сосудах встречаются кристаллы солей, которые в растворённом виде поднимаются от корневой системы в процессе интенсивного роста этого уникального древовидного растения. При поперечном резании стебля бамбука я внимательно слежу за режущей кромкой испытуемого ножа. К моему удовлетворению я наблюдал самое минимальное притупление бритвенной остроты режущей кромки. Клинки других, ранее испытуемых ножей притуплялись в большей степени. Так что с позиции пользователя могу сказать: «Ножи мастерской Ульданова Дениса относятся к когорте качественных российских изделий». Не могу не отметить и прочность конструкций самих ножей. Все виды монтажа надёжных рукоятей оптимально прочны. Это относится и к сквозному и к накладному монтажу. В этом чувствуется хорошая школа ножевого производства и профессиональное чутьё. Ножны с двойным подвесом, изготовленные из толстой кожи (с моей точки зрения), требуют небольшой доработки. А именно необходим пластиковый или деревянный вкладыш. Он будет работать как разделяющая прокладка между поверхностью клинка и кожей ножен. При намокании ножен остаточные соли шестивалентного хрома (используемые в процессе дубления кожи), растворившись в воде, превращаются в слабую кислоту и могут вступить в реакцию с поверхностью рабочей части ножа. Это вызовет (в лучшем случае), питинговую коррозию даже у нержавеющего клинка.

В заключение хочу отметить, что используя функциональные ножи мастерской Д. Ульданова, я получил полное удовлетворение и радость за Российских производителей ножевой продукции.

С уважением В. И.